Культурные слои мотивации: от чувств к договорам
Портал ProКачество 05.03.2020

В.А. Лапидус

09794e848a4de87732dd472559ae41f75

Сегодня организационные отношения живут в двух парадигмах. С одной стороны — устремляющиеся ввысь перспективы самоорганизации, с другой — яма, выкопанная силовой мотивацией. Продолжаем размышлять об особенностях существующих систем мотивации вместе с гуру в области менеджмента Вадимом Лапидусом.

О роли чувств в мотивации

Самомотивация опирается на инстинкты, потребности, интересы и чувства. При этом чувства формируют мотивы к процессу труда, а инстинкты, потребности, интерес — мотивы к результатам. Это очень важно понять.

Мотивация к целям и результатам и мотивация к процессам труда и работе опираются на разные психологические элементы

Чичиков, герой «Мертвых душ» Николая Гоголя, любит чтение как процесс. И он не уникален. Почти у каждого из нас есть занятие, которое греет душу. Это могут быть процессы физического и умственного труда.

Вот пример. Тренажерные залы забиты людьми, которые изнуряют себя физическими упражнениями. Да, они хотят быть стройнее, моложавее, здоровее. Но эти мотивы не смогут заставить по 2-3 часа несколько раз в неделю доводить себя до изнеможения. Сам процесс выполнения упражнений, сама работа приносят удовольствие, как и последующая усталость.

Еще большее удовольствие приносит умственная работа. Радость творческого труда известна многим. Любовь к работе как процессу — может быть, не менее интересная сторона мотивации, чем те, что мы обсуждали в предыдущей статье. Любовь — это чувство, которое крепнет или слабеет в зависимости от эмоций. Они, в свою очередь, связаны с результатами и, что очень важно, с оценками результатов коллегами и друзьями.

Продолжение