Публикации
Портал ProКачество 19.05.2020

В.А. Лапидус

happy diverse coworkers of different ages joining hands 3931549

Долгие века в вопросах мотивации люди следовали принципу кнута и пряника, основанному на принуждении через страх и стимулировании через выгоду. Практическая реализация подхода очень точно выражена в типовой фразе современного руководителя: «Если сотрудники работают хорошо – плачу, плохо – не плачу или увольняю. Вот и вся мотивация». Но мир изменился. Все чаще мы видим людей, которых не нужно заставлять. Они обладают встроенной системой мотивации, или самомотивацией. Как она работает?

В статье мы обсудим вопросы мотивации в деловой среде и прежде всего – вопросы мотивации сотрудников к достижению целей бизнеса, к качественной и продуктивной работе, к участию в деятельности по улучшению и совершенствованию. В таких тонких процессах опора на внешние стимулы, на контроль и соблюдение работниками правил и процедур приводит зачастую к обратным результатам – к нежеланию работать. Да и в целом, как показывает опыт, данный подход не слишком продуктивен. Развитие мотивации сотрудников на основе их собственных желаний требует довольно глубокого понимания психологии людей и того, как формируются внутренние мотивы к той или иной деятельности.

Если менеджмент начинает вникать в структуру мотивов людей, ищет более тонкие механизмы влияния на работников, то это — первый шаг к созданию коллектива самомотивированных людей и построению эффективной организации

Основным открытием и хорошей новостью является то, что люди, оказывается, сами уже довольно сильно мотивированы хорошо работать. Нужно лишь растолковать и согласовать, что есть «хорошо».

 

Продолжение

Методы менеджмента качества/05 2020

В.А. Лапидус

party glass architecture windows 34092

В сложные моменты потрясений и кризисов принято прибегать к поддержке и советам лидеров — наиболее авторитетных экспертов, обладающих не только глубокими знаниями, но и широким видением ситуации. Не случайно с просьбой побеседовать о ситуации, связанной с пандемией и ее последствиями, мы обратились к В.А. Лапидусу. По мнению Вадима Аркадьевича, корни «добра» и «зла» нужно искать в экспоненциальной природе трендов XXI века. А источником «антиболезни» экономического роста должно стать «инфицирование» организаций и регионов «вирусами» инноваций, инвестиций и предпринимательской среды.
Не сомневаемся, что предлагаемый эксклюзивный материал позволит нашим читателям правильно понять и эффективно отреагировать на современные вызовы.

— Действительно, события развиваются неутешительно — пандемия, экономический кризис на глобальном уровне, за которым, несомненно, последует кризис политический. Нельзя игнорировать и ощущения всех, кто в эти события вовлечен. Люди предчувствуют наступление больших проблем и даже катастроф. Но тем не менее пандемия с точки зрения логики и алгоритма ее развертывания — вполне закономерное явление для нашего века, который специалисты называют экспоненциальным.
«Экспоненциальный век» — по существу, характеристика нынешнего этапа развития человечества, когда почти все основные тренды развиваются по моделям, описываемым математической формулой экспоненты. Экспонента — это функция, производная которой пропорциональна значению самой функции. Например, когда вы проехали какой-то путь, и ваша скорость возрастает пропорционально этому пути. В какой-то степени это страшно и в то же время заманчиво. Возможно, на людей и политиков произвел впечатление не столько масштаб бедствия, сколько скорость его развития.

 

pdfСкачать статью целиком 

Менеджмент качества в медицине / 03 2020

В.Н. Сорокин, В.А. Лапидус, А.Ю. Фоменко, Н.Е. Саунин, М.А. Щербаков, Д.А. Кузин, М.И. Розно, В.О. Щербинин

Картинка 1

Описывается решение, позволяющее отреагировать на зарождение эпидемии в течение первых суток – система мобильных эпидемиологических госпиталей быстрого реагирования (МЭГБР). Основная задача системы МЭГБР – переключить на себя поток инфицированных пациентов, не допустить развитие эпидемии и перегрузки медицинских организаций системы здравоохранения и поддержать ее, пока будут развернуты быстровозводимые госпитали МЧС и Минобороны. Мобильность системы обеспечивается ее базированием на колесных машинах, что позволяет организовать работу даже на неподготовленных площадках, а после окончания оперативно передислоцировать к другому очагу инфекции.

pdfСкачать статью целиком

Портал ProКачество 12.03.2020

В.А. Лапидус

engineer is inspecting his work building construction site 1150 6195

Сегодня организационные отношения живут в двух парадигмах.  С одной стороны — устремляющиеся ввысь перспективы самоорганизации, с другой — яма, выкопанная силовой мотивацией. Вместе с гуру в области менеджмента Вадимом Лапидусом продолжаем размышлять об особенностях существующих систем мотивации и искать варианты решения проблем.

О важности постановки задач

Как побудить человека сделать то, что вы от него хотите? Как мотивировать и к результату, и к процессу?

О том, что такое мотивация, эволюция систем мотивации и какие существуют типы договоров, читайте в статьях:

Если вы читали приведенные выше материалы, то знаете: прежде чем выстраивать мотивационные схемы, следует убрать демотиваторы, порожденные системой менеджмента и организационной культурой.

Примером такого демотиватора может быть постановка задач в виде приказов.

Как правило, такой документ адресатам приходится перечитывать несколько раз, чтобы разобраться, кто же все-таки в данной ситуации дурак — исполнитель или руководитель, подписавший приказ.

Однозначно понятна в приказе лишь фраза о контроле за исполнением. Обычно эта почетная миссия возлагается на третье лицо, например, на сотрудника отдела кадров. Реже — на подписанта документа.

Вопрос в том, что исполнителям нужен не контроль, а разъяснение задачи: в чем ее смысл, какие результаты нужны и кто будет их потребителем. Этот безликий документ обычно оставляет за кадром тему ресурсов и действий исполнителя в случае их нехватки.

Отсутствие возможности получить ответы на эти вопросы и что хуже — задать их руководителю — не просто демотивирует. Это подталкивает к оппортунизму и саботажу.

Продолжение

Портал ProКачество 05.03.2020

В.А. Лапидус

09794e848a4de87732dd472559ae41f75

Сегодня организационные отношения живут в двух парадигмах. С одной стороны — устремляющиеся ввысь перспективы самоорганизации, с другой — яма, выкопанная силовой мотивацией. Продолжаем размышлять об особенностях существующих систем мотивации вместе с гуру в области менеджмента Вадимом Лапидусом.

О роли чувств в мотивации

Самомотивация опирается на инстинкты, потребности, интересы и чувства. При этом чувства формируют мотивы к процессу труда, а инстинкты, потребности, интерес — мотивы к результатам. Это очень важно понять.

Мотивация к целям и результатам и мотивация к процессам труда и работе опираются на разные психологические элементы

Чичиков, герой «Мертвых душ» Николая Гоголя, любит чтение как процесс. И он не уникален. Почти у каждого из нас есть занятие, которое греет душу. Это могут быть процессы физического и умственного труда.

Вот пример. Тренажерные залы забиты людьми, которые изнуряют себя физическими упражнениями. Да, они хотят быть стройнее, моложавее, здоровее. Но эти мотивы не смогут заставить по 2-3 часа несколько раз в неделю доводить себя до изнеможения. Сам процесс выполнения упражнений, сама работа приносят удовольствие, как и последующая усталость.

Еще большее удовольствие приносит умственная работа. Радость творческого труда известна многим. Любовь к работе как процессу — может быть, не менее интересная сторона мотивации, чем те, что мы обсуждали в предыдущей статье. Любовь — это чувство, которое крепнет или слабеет в зависимости от эмоций. Они, в свою очередь, связаны с результатами и, что очень важно, с оценками результатов коллегами и друзьями.

Продолжение