Отчет о 12 международной конференции

Отчет о
12-й международной конференции
"Международные стандарты ИСО серии 9000 и статистические методы (проблемы менеджмента)"

С 30 мая по 1 июня 2000 года в Нижнем Новгороде проходил традиционный, двенадцатая по счету, конференция “Международные стандарты ИСО серии 9000 и статистические методы (проблемы менеджмента)”. Организаторами встречи специалистов по качеству выступили Госстандарт России, Нижегородская областная администрация, ОАО НИЦ КД, Нижегородский ЦСМ, редакция журнала “Стандарты и качество”, СМЦ “Приоритет”, а также французская организация по качеству AFNOR. На конференцию приехал 161 участник от 101 фирмы шести стран (России, Франции, Украины, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана).

В этот раз конференция был посвящена предстоящим изменениям в стандартах ИСО 9000 (ИСО 9000 версии 2000 года). С французской стороны участник семинара Эрве Миньо представил слушателям изменения в данных стандартах. Так как г-н Миньо является руководителем французской делегации в международной организации ИСО и активно участвует в разработке новых стандартов, участники встречи могли из первых уст узнать, какие изменения произошли в ИСО 9000. Кроме этого, на конференции представилась возможность задать вопросы специалисту международного уровня и получить те комментарии, которые еще не освещались в прессе.

Первый день работы конференции был посвящен двум большим темам – новой философии качества и взаимосвязи принципов TQM и реинжиниринга. В этот день в роли докладчиков выступили Эрве Миньо и Вадим Лапидус, вопросы всеобщего качества и реинжиниринга были освещены в докладах Александра Глазунова и Валерия Швеца.

В своем выступлении Вадим Аркадьевич Лапидус проанализировал историю менеджмента качества. Замысел его доклада “На что потрачен век?” состоял в том, чтобы показать, что к концу этого века истории качества мы вернулись к гуманистическим принципам менеджмента, основанным на концепции мастерства (характерной для домассового производства).

Александр Викторович Глазунов сопоставил методы реинжиниринга со стандартами ИСО 9000 новой версии. Сегодня реинжиниринг вызывает большой интерес у представителей российской промышленности. Это, по мнению докладчика, обусловлено тем, что в 90-х годах многие компании во всем мире добились больших успехов, используя данные принципы подхода в бизнесе.

Известный специалист в области менеджмента качества Валерий Ефимович Швец рассказал о путях совершенствования систем качества на основе новой версии стандартов ИСО 9000. Он предположил, что версия 2000 года позволит существенно повысить эффективность систем за счет процессного подхода и непрерывного улучшения.

Во второй день в докладах Александра Максакова, Татьяны Тереховой, Евгения Кочеткова, Натальи Абрамовой и Александра Глазунова более подробно рассказывалось о содержании стандартов ИСО 9000.

Марк Ионович Розно в своем выступлении представил информацию о подходе, получившем название “6 сигм”. Этот подход во второй половине 90-х успешно развивали такие компании, как Motorola, General Electric и другие крупные фирмы. “6 сигм” можно назвать ренессансом статистического управления качеством. Он основан на глубочайшем внедрении во все слои компании статистической методологии и стремлении каждый элементарный процесс провести на уровне нескольких дефектов на миллион. Для примера, используя данный подход, в 1999 году компания Motorola заработала 6 миллиардов долларов, General Electric в 2000 году ожидает получить дополнительную прибыль в размере 6 миллиардов транша. Если сравнить данные суммы, полученные двумя компаниями, с национальным бюджетом России, эффективность применения статистических методов не вызывает сомнения.

Вторая половина этого дня была отдана представителям промышленности и консультантам. Среди новых лиц на семинаре выделялся Юрий Борисович Рубцов, президент нижегородской консалтинговой компании Score, много лет занимающийся и реинжинирингом, и стратегическим планированием. Его выступление отражало несколько новых взглядов на то, как должны реформироваться российские предприятия. В частности, он рассказал о концепции, которая предусматривает поэтапный переход предприятий нашей промышленности, сложившихся в основном в советское время, к более современным методам управления. Основная идея доклада состояла в том, что нельзя допускать скачков и перепрыгивать через организационные формы. Каждое предприятие, по мнению докладчика, должно пройти ряд определенных организационных форм.

Доклад Вадима Николаевича Сорокина, генерального директора павловского завода “Инструм-Рэнд”, о принципах менеджмента, который он называет “50/50/50”, “60/15”, “20/80”, частично освещался на страницах журнала “Методы менеджмента качества”. В данном случае он более подробно рассказал об этих методах, проиллюстрировал их применение. Участники семинара смогли еще раз убедиться, насколько грамотно и эффективно построено управление в “Инструм-Рэнде”.

Не менее яркий доклад сделал Станислав Иосифович Ляпунов, лидер чебоксарской компании “Промприбор”. Станислав Иосифович рассказал о тех проблемах, которые возникают при внедрении TQM и корпоративных информационных систем. Он выделил основные причины, сдерживающие внедрение той или иной системы, и показал, что в сущности предприятия для подготовки внедрения и TQM, и корпоративных информационных систем должны проделать одинаковую работу. В основном это должна быть работа по изменению внутренней среды компании и ее корпоративной культуры. Докладчик достаточно убедительно рассказал о том, что эти две системы взаимодополняют друг друга.

Как всегда ярко и интересно выступил Юрий Павлович Адлер, рассказывая о планировании эксперимента. К сожалению, бум данной науки в России относится к середине 70-х годов, отчасти к 80-ым. Тогда в Советском Союзе была сильная школа планирования эксперимента, были успехи, хорошие фактические результаты. Сегодня уже нет многих, кто занимался этой наукой. Возможно, доклад Юрия Павловича послужит толчком к ренессансу планирования эксперимента в России.

Один из постоянных участников конференции Аркадий Давидович Забежинский представил слушателям систему, которая была создана на Санкт-Петербургском предприятии ЛОМО, причем в тот период, когда предприятие возглавлял г-н Клебанов, нынешний вице-премьер России. Интересно в этой системе то, что она построена не как слепое применение стандартов ИСО 9000, а очень глубоко продумана и дополнена специфичными для предприятия пунктами. В частности, система качества ЛОМО содержит 27 элементов, а не привычные 20, как в ИСО 9001:1994.

Третий день конференции был построен несколько специфично. В основном, выступали представители ОАО НИЦ КД и СМЦ "Приоритет". Они пытались раскрыть содержание новых восьми принципов ИСО 9000:2000, а точнее то, какими методами эти принципы могут быть реализованы. Этот день так и назывался: "Восемь принципов и восемьдесят инструментов и методов менеджмента качества".

Кроме выступлений, на конференции были дискуссии и круглый стол на темы "Что дали российским компаниям МС ИСО 9000:1994?" и "Что принесут нашей промышленности МС ИСО 9000:2000?". С учетом того, что в зале было много представителей других стран СНГ, разговор вышел за рамки России. Общая точка зрения по первому вопросу была такая: стандарты дали толчок в движении к качеству. Сейчас мы можем говорить, что появились компании-лидеры. Это было видно по участникам конференции, в которой приняли участие 161 представитель промышленности, причем из некоторых фирм приехало сразу несколько руководителей. Участники сделали вывод, что последнее десятилетие в области качества мы не смогли использовать выигрышным образом. Только сейчас стал заметен интерес российских компаний к внедрению международных стандартов. И все-таки сам факт того, что около трехсот предприятий уже имеют систему качества, сертифицированную на соответствие ИСО 9000, и втрое больше готовятся к этому, вселяет надежды на бурное развитие данного процесса.

Обсуждение будущего в применении стандартов ИСО 9000 версии 2000 года также вызвало у участников дискуссий оптимистические надежды. Одна из точек зрения была такой: внедрение новой версии стандартов даст конкурентные преимущества их пользователю. Сегодня внедрение ИСО 9000:1994 за рубежом уже неэффективно. Данная версия стандарта служит лишь "членским билетом" для присутствия на международном рынке. Версия 2000 года отражает достижения последних десятилетий. И те, кто овладеет этими стандартами первыми, получат серьезное конкурентное преимущество и за рубежом, и в России. Участники согласились с тем, что новой версии стандартов нужно уделять большое внимание, не ждать три года, когда закончится срок действия версии 1994 года, а быстро осваивать новый стандарт.

12-ая международная конференция по качеству в Нижнем Новгороде закончилась обсуждением проекта решения.

Мнения о конференции
его организаторов и участников

Лапидус В.А., ген. директор СМЦ “Приоритет”: Особенностью данной конференции, на мой взгляд, стало то, что приехало много специалистов-практиков, профессионалов в своей области. Было много молодых талантливых управленцев, и это вселяет оптимизм в прогнозирование будущего. Семинар показал, что появились десятки успешных компаний, строящих свой бизнес на новых концепциях качества. Интересно, насколько активно движение лидеров будет подхвачено другими фирмами?

Швец В.Е., старший эксперт Российского Морского Регистра Судоходства: Нижегородская конференция по качеству - достаточно уникальное явление. Изначально на нем делались акценты на важные вопросы, касающиеся внедрения новой версии стандартов ИСО 9000. В версии 2000 года мы получили новую базу управления качеством для системы менеджмента качества - это процессный подход. Многим процессный подход кажется простым, на самом деле внедрение и применение его на практике проходит достаточно сложно. На мой взгляд, очень полезным оказался доклад Вадима Аркадьевича Лапидуса об истории менеджмента качества. Сегодня, если не следить за историей развития качества, трудно понять новую версию стандартов.

К сожалению, при большом количестве специалистов в области качества у нас не хватает профессионалов, которые могли бы работать на уровне современных требований к системам менеджмента качества. Одним из таких центров, где профессионалы в этой области могут собраться и обсудить проблемы, является нижегородский семинар по ИСО 9000.

Выступления каждого докладчика, на мой взгляд, можно назвать произведением и по содержанию, и по форме.

Рубцов Ю.Б., президент консалтинговой группы Score: Сегодня менеджмент качества выходит за рамки своей области. Я на конференции встретил много специалистов по качеству, представляющих промышленность. Хотелось бы видеть не только их, но и других менеджеров компаний, впрямую не отвечающих за качество продукции. Думаю, что ограничиваться только функциональными менеджерами не эффективно. В настоящее время достижение качества управления, продукции только за счет снижения брака уже невозможно.