Статистическое управление по-человечески: от «ноль дефектов» к «бриллиантам»

f99ad623e1cfbb86b83b4641bf25aa1e

Можно ли построить статистическое управление по-человечески? Вадим Лапидус, гуру в области менеджмента, рассказывает об исторической смене управленческих парадигм, движении в сторону статистического мышления, а также изменении роли человека в статистическом менеджменте.

Сдача с первого предъявления

Одну из первых прорывных идей в статистическом управлении предложил профессор  Борис Дубовиков , который вместо  уровней несоответствия  ввел показатель «процент сдачи с первого предъявления». Тем самым Дубовиков выстроил отношения между менеджментом, его представителями в ОТК и работниками: показатель теперь не брак, а то, с какого раза сдается продукция в ОТК.

Человек, считающий, что допустимый предел дефектов или ошибок в его работе может составлять примерно 5%, едва ли признает, что такое же количество ошибок допустимо в частной жизни. С уверенностью можно сказать: не может случиться так, что в течение пяти дней из ста он будет приходить не на свое рабочее место или, если идет домой, входить не в ту дверь. Наверняка, он не сядет в 5% случаев не в свой автобус и не наденет одновременно черный и коричневый ботинки. Несомненно также, что он будет предъявлять более высокие требования и к покупаемому товару и не захочет, чтобы его ошибки при этом составляли 5%.

Борис Дубовиков

Но эта мера была неполной, хотя показатель до сих пор является одним из основных в менеджменте качества и бережливом производстве. Подход несильно изменил отношения между менеджментом и работниками. Это удалось сделать несколько позже  Филиппу (Филу) Кросби . Именно он предложил концепцию «ноль дефектов»: каждый дефект нежелателен, но он не предмет для выяснения отношений и наказания работника, а повод для немедленного включения управленческих действий.